ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АКТЁРА Г.В.Морозова Оглавление 3 Точка отсчёта 10 Русский театр. Откуда он? 39 Первые шаги театральной школы в России (18-начало19вв.) 67 Проекты реформ театрального образования (вторая половина 19 в.) 109 Эпоха театральных исканий (1900-1910гг.) 157 Пластическое воспитание русского актёра до революции 17-го года 157 фехтование 179 гимнастика 192 пластика, мимика и мимодрама 197 ритмика 202 Театральная школа в России после 1917 года 225 О пластической культуре актёра сегодня 232 Список использованной литературы 232 Литература, изданная на русском языке 238Архивные документы и рукописи 3:" <...> Итак, речь пойдёт о пластической культуре актёра и её воспитании в театральной школе. Что же такое "пластическая культура актёра"? Этим термином с некоторых пор определяется один из признаков профессионального мастерства , необходимого актёру для успешной работы над созданием полноценного сценического образа, или, по Станиславскому, - для перевоплащения актёра-исполнителя в создаваемый им образ действующего лица пьесы. Коли перевоплощение в образ - цель и конечный итог работы артиста над ролью, то содержание этой работы есть процесс нахождения тех душевных и телесных качеств, которые характеризуют создаваемый образ. Говоря опять-таки словами Станиславского, процесс перевоплощения есть процесс формирования "человеческого духа" и "человеческого тела" роли. Успешность всякого творческого процесса можно оценивать по двум показателям. Во-первых, по его художественному результату. Во-вторых, по продуктивности самого процесса, которая измеряется соотношением затраченных усилий с достигнутым результатом. Оба показателя, конечно, зависят в значительной мере от степени творческой одарённости актёра, но они зависят и от профессионального мастерства, от умения пользоваться оптимальным рабочим методом.<...> Жизнь человеческого тела проявляется вовне через движение; движение называют также пластикой. Таким образом, "человеческое тело"роли создаётся актёром средствами пластики а "жизнь" этого тела на сцене протекает как последовательность действий, реализованных в пластической форме. <...> 202: <...> Осенью 1922 года в ГИТИС произошёл раскол: Мейерхольд со своей мастерской и большой группой студентов 1 и 2 курсов образовал новое учебное заведение - "Мастерскую Вс. Мейерхольда". С 1923 года "мастерская" стала государственной под названием "ГЭКТЕМАС им. Вс.Мейерхольда". При ней открылся "Театр им. Вс.Мейерхольда". "На первых порах театр представлял собой сочетание профессионального театра с театральной школой, - пишет А.Февральский, - и в дальнейшем кадры театра постоянно пополнялись молодыми актёрами, окончившими ГЭКТЕМАС. Это был настоящий молодёжный театр"(1.39.190). Именно здесь в двадцатые годы "биомеханика"была заявлена, как творческий метод, связанный с концепцией "Театра социальной маски". Курс "биомеханики" складывался в опыте ежедневных занятий и через некоторое время превратился в цикл этюдов, отражавших поиски Мейерхольда в области пластической композиции: здесь были опробованы такие эффекты, как "тормоз" и "отказ", такие приёмы, как контраст эксцентрического и концентрического движения, "укрупнение" движения одной части тела за счёт "пластического аккомпанемента" всего тела и т.д. В процессе решения конкретных сценических задач вырабатывались способы преодоления технических трудностей: возникала трюковая пластика. <...> 225: <...> Готовность актёрского аппарата воплощения к работе над пластикой роли - это, прежде всего, тренированность психических и психофизических качеств, обеспечивающая пластичность телесного аппарата - то есть его послушность, податливость необходимой в каждом отдельном случае перестройке, приспособляемость к выполнению любой пластической задачи, продиктованной внутренней или внешней художественной необходимостью; "пластичность" в этом толковании и есть основное качество, характеризующее уровень пластической культуры актёра. <...> " М.,ТЕРРА-СПОРТ, 1998г.