О ПЛАСТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ СПЕКТАКЛЯ Г.Морозова МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ СОДЕРЖАНИЕ П.Попов Вместо предисловия О пластической композиции спектакля 7 Режиссура как искусство пластической композиции спектакля 14 Понятие композиции в искусстве 19 Композиционные идеи Вс.Э.Мейерхольда 27 Понятие стиля пластической композиции спектакля 32 Жанр спектакля и понятие художественной условности 38 Отбор средств при создании пластической композиции спектакля 52 Пластическая композиция спектакля и декоративное оформление спектакля 64 Понятие темпа ритма в искусстве 76 Темпо-ритм сценического действия 84 Темпо-ритм и пластическая композиция спектакля 101 Пластическая композиция спектакля как произведение режиссёрского искусства 108 О некоторых приёмах пластической композиции массовой сцены в спектакле 19: "Режиссура заявила о себе, как особом виде искусства, в конце 19 века, и была признана таковым в самом начале двадцатого. Вс.Э.Мейерхольд начал осваивать режиссёрскую профессию в 1902г., когда возглавил созданную им труппу и за три сезона поставил 170 спектаклей. А с 1905г., начались его эксперименты в области композиции. Первым таким опытом были постановки в Театре-студии на Поварской. Так что можно сказать: в истории русского театра Мейерхольд был первым, кто попытался изучить и сформулировать законы нового искусства, что было по плечу только гению. Для этого ему понадобилось проделать гигантскую работу: сначала на практике пройти, "прожить" всю историю европейского театра в постановках пантомим, арлекинад, драматургии классицизма и романтизма, опер и балетов, а затем извлечённые из этого опыта композиционные закономерности примерить к требованиям режиссёрского искусства своего времени. Но в истории человечества было немало случаев, когда первооткрыватель сам не осознавал масштаба своего открытия - как Колумб не понимал, что открыл новый континент. Случается такое и с гениальными людьми. Мейерхольд, захваченный волной социального и культорологического радикализма, захлестнувшей страну в годы революции, решил, что весь его опыт должен быть направлен на достижение только одной высокой цели - на создание принципиально нового театрального искусства, призванного полностью заменить старый, "отживший" театр психологического реализма. Так родились идея "театра социальной маски" и концепция "биомеханического актёра", которые не только сами оказались недолговечными, но и роковым образом повлияли на оценку всех открытий Мейерхольда в области сценической композиции и на их дальнейшую судьбу. Ибо, как только театр обнаружил, что казавшиеся поначалу столь увлекательными возможности авангардизма исчерпаны, и вернулся к традиционным формам, даже термин "биомеханика" был подвергнут остракизму, не говоря уже о содержании которое за ним скрыто. <...> 52: <...> Сценография - область действия театральных искусств-помощников или форма существования в театре изобразительных искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, графики. Следовательно, декоративное оформление создаётся иными выразительными средствами, нежели сценическое действие. <...> Известно, что актёры могут играть без всяких декораций, тогда как декорации сами по себе, без актёров, ни при каких условиях не составляют произведения театрального искусства. Декорации существуют для актёра, ради его творчества; однако, вызванное к жизни потребностями актёрского искусства, искусство сценографии приобрело известную самостоятельность и даже некоторую власть над искусством актёра. История их взаимоотношений довольно сложна и богата крайностями. <...> Возможности перемещения актёра в сценическом пространстве зависят от того, как это пространство организовано сценографом. Ширина, длина и высота станков естественно определяют длительность и масштаб передвижений, широту и глубину мизансцен и быстроту их сменяемости. Угол наклона планшета сцены предъявляет свои требоания к актёрской пластике. Кроме того, актёр должен учитывать перспективу живописного изображения и фактуру бутафорских деталей, чтобы потерей необходимой дистанции не разрушить иллюзию, не разоблачить перед зрителем подлинные пропорции и истинный материал конструкций и рисованных декораций. Для режиссёра размеры и форма станков и площадок - это "предлагаемые обстоятельства" создания пластической композиции. <...> Ещё очевиднее зависимость физического поведения персонажей от костюмов, покрой которых может сковывать, ограничивать или наоборот, освобождать актёрскую пластику. <...> Сценография может оказать режиссёру и актёрам неоценимую помощь в построении формы спектакля, а может и помешать формированию целостного произведения в зависимости от того, насколько замысел художника созвучен замыслу режиссёра.<...>" Москва, 2001г.