ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АКТЁРА Г.Морозова Толковый словарь терминов. Введение. "Мой пытливый ученик - кореец - осваивая основы профессии (а заодно и премудрости языка), на все уроки режиссуры ходит с толстенным словарём. Однажды он искал объяснение странного русского слова "мразь". К нашему изумлению - нашёл ! В обратном переводе с корейского получилось, что-то вроде "мелкий служащий".. Подумалось: как важно иметь под рукой точный толковый словарь даже тогда, когда мы хотим что-то объяснить на бытовом, разговорном уровне. Если же речь идёт о профессии, эта необходимость многократно возрастает. <...> Галина Викторовна Морозова - уникальный специалист в области пластической культуры и театральной педагогики - мастер, не нуждающийся в дополнительных рекомендациях. Её имя - надёжная гарантия качества и профессионализма." Народный артист СССР, профессор Андрей Гончаров "А: АВТОМАТИЗМ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ - (от греч. automatos - самопроизвольный) - свойство двигательного навыка, состоящее в выполнении того или иного двигательного действия без сознательного контроля. (см. Навык двигательный). АСИНЕГРИЯ - (от греч. synergia - взаимодействие, которому приставка "а" сообщает отрицательное значение) - неспособность составлять из простых движений сложный двигательный акт. Асинергия возникает в результате повреждения мозжечка и исключает возможность сценической деятельности. <...> Ж: ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ - в буквальном значении - процесс пользования жестами. Термин применяется при описании внешнего поведения человека в разных ситуациях. <...> ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА РОЛИ - термин, предложенный К.С.Станиславским для определения внешней стороны поведения актёра в образе, которая формируется с помощью пластических и речевых средств. В сценическом "искусстве переживания" это одно из существенных понятий: обосновывая свой "метод физических действий", Станиславский писал: "Мой метод основан на близком единении внутреннего с внешним и вызывает чувствование роли с помощью создания жизни нашего человеческого тела". Составная часть этого понятия - пластическая сторона "жизни человеческого тела роли" (или пластика образа, его пластическая характеристика) - включает в себя черты внешнего облика персонажа и особенности его поведения в предлагаемых обстоятельствах спектакля - то есть пластические формы и темпо-ритмы его физических действий. Источником, из которого черпается материал для построения "жизни человеческого тела роли", служит личный двигательный опыт актёра, в том числе - все специальные двигательные навыки и умения, полученные в процессе обучения предметам пластического цикла в театральной школе, а также наблюдения, полученные из окружающей действительности (см. Пластическая характеристика образа). <...> П: ПЛАСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ СПЕКТАКЛЯ - признак художественной формы, состоящий в однородности пластических средств, избираемых для построения сценического действия. В пластическом стиле проявляется творческаяиндивидуальность режиссёра, своеобразие его художественного мышления, и прежде всего - его пластического воображения , предопреднляющего композиционно-динамическую структуру спектакля. Наиболее наглядое проявление пластический стиль получает в мизансцене.<...> ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - двигательное действие сравнительно небольшого объёма, имеющее подсобное назначение: оно направлено не прямо на решение двигательной задачи, а на создание условий, облегчающих её решение(см. Действие). <...> Р: РАСТЯЖЕНИЕ - медицинский термин, которым определяют патологическое состояние сухожилий, связок, мышц вследствие перенапряжений и ошибок при выполнении двигательных действий. <...> У: УСЛОВНОСТЬ В СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ - проявляется в двух формах. Первая форма условности диктуется условностью сценического времени и пространства; это естественная, неизбежная в сценических обстоятельствах условность, отличающая двигательные действия актёра в роли от аналогичных действий в обстоятельствах обычной жизни; её определяют как органическую условность. Вторая форма, определяемая как художественная условность, диктуется сценической трактовкой пьесы и достигается отбором пластических средств по условиям жанрового и стилевого решения спектакля. Анализ жанровых признаков в сценической пластике показывает, что разные жанры допускают разную степень художественной условности. <...> Ц: ЦИКЛ ПЛАСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН - (от греч. kiklos - круг) - комплекс учебных дисциплин в театральной школе, направленных на воспитание пластической культуры актёра. В цикл входят: "Сценическое движение", "Сценическое фехтование", "Ритмика", "Танец", "Манеры и этикет". Основной дисциплиной цикла является "Сценическое движение", которое закладывает основы пластической культуры актёра, всесторонне развивая психофизические качества актёрского аппарата воплощения и создавая у студента запас необходимых для профессии актёра двигательных навыков и умений. Остальные предметы цикла связаны со "Сценическим движением" общностью задач и методических принципов и во многом опираются на результаты, достигнутые в педагогическом процессе основного предмета цикла. <...> " М., Изд-во "ГИТИС", 1999.-316с.